Профессия: «литературный негр»

Профессия «литературного негра» овеяна мифами, слухами и байками. Благословленная Александром Дюма, она считается элитарной; опошленная дешевыми любовными романами, кажется презренной; приписываемая «проекту Дарья Донцова» видится золотым дном… Странная, полулегальная профессия, которая то ли сулит золотые горы, то ли грозит холодным подвалом с цепями и ноутбуком. Какова же она на самом деле? Как стать литнегром? Сколько стоят рабские цепи и где их искать? И стоит ли вообще забираться на эти галеры?
Профессия: «литературный негр»

Сколько стоит роман построить

«Литературным неграм много платят» – знаменитый миф-манок, который и привел сотни несчастных на эти галеры. 

На вопрос оплаты непосильного литературного труда дать четкий, в конкретных цифрах, ответ не получится. Одно известно точно – золотой во всех смыслах этого слова век литературных негров миновал в годах эдак 90-х-начале 2000-х. Тогда рухнула система советского книгоиздания с обязательной цензурой – причем не только политической, но и на предмет художественной ценности издаваемого текста – и на прилавки хлынул вал литературы самого разного толка, в том числе весьма низкого пошиба. Вот именно тогда-то негры и рубили денежный тростник, выдавая на-гора по роману, а то и больше, в месяц.

Сейчас заработать на книге сложно даже раскрученному писателю. Иногда появляются проблески в виде участия в крупных межавторских проектах – но, во-первых, срок жизни этих проектов краток, а во-вторых, негры там не нужны, успеть бы самим писателям отхватить кусок. Гонорары за изданные романы и так малы, а раскиданные по нескольким участникам - превращаются в сущие крохи.

Счастливый шанс выпадет на долю негра, который пристроится к богатому и тщеславному, но ленивому или занятому «рабовладельцу». В отличие от графоманов, эти люди мало заинтересованы в процессе написания – им важен результат: свое имя на обложке романа или даже собственной биографии. «Негр» же будет делать всю черновую работу – писать по готовой схеме или расшифровывать диктофонные записи. Платят много, а если книга будет принята в издательстве, то на радостях еще и премию накинут, но могут превратить работу в ад, контролируя каждую фразу и поминутно меняя пожелания. А могут и вообще не вмешиваться. Как повезет.

Работа мечты!

Еще один миф о «литературных неграх». Мол, пока там всякие копирайтеры-рерайтеры-SEOшники ковыряются с ключевыми фразами и нудными статьями, я буду, небрежно откинувшись на спинку кресла, завернувшись в плед и попивая коньяк, творить и фонтанировать идеями и образами.

Конечно, вы можете фонтанировать, и не только идеями и образами, но и сюжетом и героями – но только вне своего литературного рабства. Рабство оно потому и называется так, что никого не интересует, что у вас там может фонтанировать и чем.

Вы получаете четкое задание – как правило, это уже готовая схема глав, разработанная или надсмотрщиком, или таким же негром, только более поднаторевшим в моделировании сюжетов. Ваше дело – наполнять эти главы содержимым. Если вы единственный раб в проекте, то можете порадовать себя и немного побаловаться стилем. Немного! А то можно получить по рукам. Если же в вашем ведении всего несколько глав, а над остальными корпит другая часть писательского конвейера, то и тут никакой самодеятельности – осторожно, не слишком цветасто, и обязательно консультироваться перед введением каких-то важных элементов в образ. А то конфуз выйдет, если вы припишете героине клаустрофобию, а она через три страницы отважно полезет в пещеру.

Более того, через пару-тройку месяцев такого литературного рабства, вы вдруг поймете… что вам вообще не хочется писать. Ничего. Ни прозу, ни стихи. Пересох фонтан. И рыбки в нем уснули. Предложение написать какой-нибудь рассказик для удовольствия или стишок ради шутки вы будете воспринимать как «и тут – станки, станки, станки».

Кто был никем, тот станет всем

Этот миф самый странный из всех, но почему-то очень живучий. Якобы «литературный негр» – первая ступенька на пути к литературному признанию. Вращаешься в соответствующих кругах, попадаешь на глаза нужным людям, они запоминают, что вот этот замечательный роман написал не Герман Всеволжский, а талантливый Вася Пупкин… и вскоре Васе Пупкину предлагают издавать книгу под своим именем.

Да, когда-то так и было, хоть и не для всех. Теперь же этот миф не имеет под собой никакой реальной базы. Вращаться «негр» если и будет, то только между Word и e-mail, ни в какие круги его не допустят и нужные люди о его существовании не узнают. И даже если будут в курсе, что за Германа Всеволжского стучат десять упорных трудяг, не заинтересуются их именами. Неизвестный – значит, ненужный. Издательству выгоднее и проще отредактировать популярного в Интернете автора средней руки, нежели раскручивать с нуля талантливого Васю. Просто бизнес, ничего личного.

Рискованная профессия

Профессия «литературного негра» – одна из самых рискованных. Конечно, в отличие от реальных рабов, жизни раба книжного ничто не угрожает – а вот кошелек весьма уязвим. Контракты в этом бизнесе заключаются редко – хотя ничего сложного в формулировке «передачи исключительных прав на такое-то произведение» нет. Так что большинство полагаются на честное слово заказчика.

Как же определить, не собираются ли надуть юного и наивного негра, который только-только вступил на этот путь?

Представьте себе, что вы – няня; тема, с которой вы будете работать, ребенок; а заказчик - родитель этого ребенка. Что будет делать хороший родитель, заботящийся о своем ребенке и ответственно подходящий к выбору няни? Он попросит у нее резюме, рекомендации и устроит короткую встречу няни с малышом, дабы понять, сойдутся ли те характерами. А вот если работодатель ничего у няни не спрашивает, берет ее чуть ли не с улицы и тут же просит ее посидеть с ребенком неделю… я видела порнофильм, который начинался примерно так же. Это в лучшем случае. А в худшем - мы получим полицейскую сводку.

Никогда нормальный заказчик не возьмёт неизвестного и непонятного человека, без портфолио работ. Никогда нормальный заказчик не будет нанимать человека без небольшого тестового задания. И никогда – никогда! – этим тестовым заданием не будет целая глава. Вроде бы и логично – написать главу? А потом как в старом анекдоте про «двадцать старушек – уже рупь»: десять «негров» с разными тестовыми главами, обработка напильником и роман готов. А «неграм» шиш – «простите, ваш стиль нам не подходит».

Явки и пароли рынка литературных невольников

После того, как профессия «литературного негра» перестала быть денежной, она так же перестала быть тайной. И нужной. Именно из-за последнего вы и не найдете в открытом доступе вакансию «требуется литературный негр». Он – тот самый «неуловимый джо», которого никто не ищет.

Иногда запрос может проскользнуть на фрилансерском сайте, иногда – на форуме писателей, чуть реже – в тематическом сообществе любителей истории/кулинарии/еще чего-нибудь (с просьбой стать соавтором-консультантом исторического романа/кулинарной энциклопедии/и так далее). В появлении таких вакансий нет никакой закономерности, равно как нет и уверенности в гарантиях. Гарантии уменьшаются с увеличением количества людей, знающих об этой вакансии.

Закрытые сообщества – вот где могут пробегать рабовладельцы. Инбоксы Лепрозория, ЖЖ с ограниченным доступом, форумы со скрытыми разделами – везде, где мало людей, где посетители знают друг друга хотя бы в ник и аватарку, и где никто не случаен. Стучитесь туда, просите инвайт, нарабатывайте статус и вес, увеличивайте карму и рейтинг – это никогда не будет лишним. 

Никакого ДаркНета, никаких теневых сайтов, никакого Глубинного Интернета – нет, игра в «литературного негра» не стоит таких сложностей. И не откликайтесь на таинственное «псссс, парень, негром стать не хочешь?» из подозрительных углов – а то вляпаетесь в какую-нибудь нелегальную историю.

А что, я тоже могу!

Низкий заработок не волнует? И опасность быть облапошенным не пугает? И даже творческое выгорание не насторожило?

Несмотря на то, что на литературных плантациях все рабы равны, но некоторые все-таки равнее других. Давайте посмотрим, насколько выгодно вы смотритесь на этом ранке невольников и есть ли у вас хоть какие-то шансы стать издательской Роксоланой.

Тест

Каковы ваши шансы стать «литературным негром»?

Тест - Можете ли вы стать "литературным негром"

1. Ваш пол

  • мужской (0)

  • женский (+1)
Те, кто следит за средней температурой по больнице, уже заметили, что одно из крупнейших издательств сейчас активно раскручивает сразу несколько серий женского любовного фэнтези (в том числе и эротического). «Негритянки» предпочтительнее хотя бы по причине знания матчасти.

Серии же, где нужна мужская рука, пока или находятся в застое, или уже плотно укомплектованы авторами.

2. Ваш возраст

  • 16-25 лет (-1)

  • 26-35 лет (+1)

  • 46-55 лет (0)

  • 56 и старше (+1)

Вербовщики «литературных негров» без энтузиазма смотрят на вакансии вчерашних школьников и нынешних студентов. Никто не хочет связываться со срывами сроков в виде «у меня диплом, у меня сессия, у меня депрессия». К тому же у таких соискателей отсутствует необходимый жизненный опыт, который не заменить никакой фантазией.

Чаще всего востребованы женщины бальзаковского возраста, но в последнее время набирают популярность разнообразные кулинарные сборники, советы по домоводству и эзотерическое мракобесие – и шансы дам на пенсии так же стремительно повышаются.

3. Вы живете

  • в Москве или Петербурге (+2)

  • в другом городе России (0)

  • в ближнем зарубежье (-2)

  • в дальнем зарубежье (+1)

Несмотря на то, что «Интернет объединяет», вербовщики все-таки предпочитают работать по старинке и иметь возможность лицезреть усердно пашущего негра в офисе хотя бы раз-два в месяц. Поэтому жители обеих столиц имеют больше всего шансов. В совершенно безвыходной ситуации находятся граждане ближнего зарубежья – чаще всего им отказывают по причине «не работаем с вашими банками».

А вот товарищи, что когда-то завели трактор и переехали в европы и америки, вызывают у рабовладельцев определенный интерес. Знание зарубежных реалий, которое они могут предложить, дорогого стоит.

4. Вы 

  • поэт (+1,5)

  • прозаик (+1)

Поэты тоже имеют шанс устроиться, и даже поуспешнее прозаиков. Заздравные стишки, адресные поэмы юбиляру и прочий портфель тамады неизменно пользуется хорошим спросом.

5. Ваш писательский опыт

  • никогда не писал, занимался только наполнением сайтов, рерайтом и копирайтингом (-2)

  • только детские почеркушки (-1)

  • пара произведений в сети где-то валяется (0)

  • есть несколько публикаций на бумаге, около десятка лежит в сети (+1)

  • состоявшийся публикующийся автор с опытом и группой поклонников (-1)

И автор неопытный, и автор с именем стоят примерно на одном, весьма низком уровне. Если по поводу первых всё понятно, то вторые не интересуют по двум причинам: опасность столкнуться с принципиальной позицией «я художник, я так вижу» и распространение поклонниками информации о том, что их кумир батрачит на какого-то дядю или даже тетю.

6. Вы пишете

  • в уникальном, узнаваемом стиле (-1)

  • средненько и серенько (+1)

  • как скажут, так и напишу (+2)

Уникальный стиль - это лишние проблемы: нужно будет или подгонять его под уже готовые тексты, или заставлять авторов писать в несвойственной манере. Как ни крути, литературный конвейер начинает барахлить.

Идеальный вариант – уметь подстраиваться под требуемый стиль.

7. Вы работаете

  • полный рабочий день (+1)

  • фрилансер (-2)

  • безработный (0)

  • сижу в декрете (+1)

Если в вашем резюме указано, что вы еще где-то фрилансите, будьте готовы, что его тут же откинут в сторону. Ненормированный график «негра», вступив в реакцию с ненормированным графиком фрилансера, может привести к неприятным для всех последствиям.

Очень благосклонно относятся к сидящим в декрете мамам – около двух третей женских романов пишутся в обнимку с детьми.

Люди с полным рабочим днем предпочтительнее безработных – человек, знакомый с трудовой дисциплиной, более надежен.

8. Ваше образование

  • среднее (0)

  • высшее (+2)

  • кандидатская или докторская степень (+1)

Как и везде, здесь предпочтительно высшее образование. Работодатели не интересуются, почему человек остановился на среднем – лень, жизненные проблемы или банальная тупость – для них достаточно того, что эти факторы могут помешать ему и в работе.

Но научная степень тоже вызывает некоторые опасения – сможет ли человек совмещать написание статей и методичек с литературным трудом, как будет обстоять дело с переключением стилей?

9. Ваше образование 

  • историческое (+1)

  • филологическое (+1)

  • философское (0)

  • педагогическое (+1)

  • техническое (0)

  • другое (0)

Как мы выяснили в предыдущем вопросе, наличие образования – это уже хорошо. Но и его направление тоже не менее важно.

Несмотря на то, что разные серии требуют разной подготовленности, тем не менее, литературные плантаторы по вполне понятным причинам предпочитают филологов и историков. Однако педагоги тоже могут найти себя – если попробуются на плантацию книг по воспитанию детей (да-да, если вам не претит писать про роды в воду, в молоко, в траву, в бетон, рискните).

Результаты теста:

  • ниже 0 – печально, но на распродажу литературных рабов вас не допустят даже в качестве зрителя.

  • 0–7 – вы находитесь в самом начале пути, так сказать, личинка литературного раба. Но у вас есть шансы превратиться в гусеницу, а там и до бабочки со своим именем недалеко.

  • 8 и выше – да вы же идеальный литературный раб! Оглянитесь по сторонам, может быть, вас уже поджидает будущий хозяин?

© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина, Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

3 книги для тех, кто мечтает о карьерном росте 
6 способов увеличить свою будущую пенсию 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 1

Негр
Негр
Пишу книги на заказ.
Допишу ваш роман по готовому плану, синопсису, черновику.
Анонимность гарантирую. Предоставлю ссылку на собственные книги. Наемный писатель. Вопросы в личные сообщения или на электронную почту ivanovaelena7007@gmail.com
28.01.2019 18:27:27